МБОУ "Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева"
Ульяновск
  • Музейная страничка

    НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ЛАТЫШЕВ: ЧЕЛОВЕК - ЛЕГЕНДА, ЧЕЛОВЕК - ПРИМЕР, ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО

       Распоряжением управления образования администрации города Ульяновска в целях увековечивания памяти Народного учителя Российской Федерации, почетного гражданина города Ульяновска Ю.И. Латышева Губернаторскому лицею № 101 при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова присвоено имя Юрия Ивановича Латышева.
       Мы должны увековечить имя выдающегося земляка. Важно помнить и продолжать дело учителя, который более 67 лет трудился на благо общества. Сегодня мы расскажем вам о жизни Юрия Ивановича Латышева.

    "ХУДОЖНИК, БРОСИВШИЙСЯ В ВОДОВОРОТ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, РИСКУЕТ СТАТЬ ВЕЛИКИМ."

    Юрий Иванович Латышев родился 22 марта 1932 года в городе Мелекесс, ныне именуемый Димитровград. В 1938 году семья будущего педагога переезжает в город Чкалов Оренбургской области. Отец Иван Андреевич, офицер Красной Армии, погиб весной 1942 года в боях за Харьков, когда сыну было всего 10 лет. После смерти отца в 1943 году семья Латышевых переезжает в Кострому. Мать Юрия Ивановича, Мария Павловна, получает должность начальника облпчёлконторы. Её переводят с места на место, чтобы «поднимать отстающие хозяйства».
       В Костроме начал серьёзно заниматься спортом, играл в клубных футбольных командах общества «Текстильщик». В 8 классе семья переехала к родным в Мелекесс, где Юрий Иванович проучился до 2-й четверти 9 класса. В 1948 году в 9 классе семья переехала в г. Саранск Мордовской АССР, где Латышев закончил 10-летку в 4-й мужской средней школе. В школе тяготел к математике и готовился поступать в МАИ, но сделать этого не мог из-за болезни матери.

    "ЧЕЛОВЕК РОДИТСЯ ТОЛЬКО И ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ."

    ть и думать об образовании. Было принято решение поступить в Саранский педагогический институт им. Огарёва. Поступал на физико-математический, но из-за курьезного случая поступил на исторический факультет:
       …Уезжая на соревнования, я попросил друзей по спорту из института подать документы на физмат. Экзамены в то время во всех институтах начинались с 1 августа, а я вернулся 30 июля в Саранск. Пришел в институт и к своему ужасу не нашёл своей фамилии в списке абитуриентов на физико-математический факультет. Бросился искать друзей, которым поручал сдать мои документы. Их ответ был “словно гром среди ясного неба”: “На физмате и так спортсменов много, а на историческом мало, ищи свою фамилию среди абитуриентов исторического факультета”. Я не был готов к такому повороту, но поезд уже ушёл. Сочинение, литературу и географию я сдал на “5”, а по истории еле наскрёб “4” благодаря тому, что экзамены принимал преподаватель пединститута Михаил Иванович Шатунов, руководивший практикой студентов в нашей школе и знавший меня с хорошей стороны. 

    "ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ ДРУГОГО, МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЕБЯ."

     В 1951 году переехал с семьёй в Ульяновск, где продолжил учиться со 2 курса в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И. Н. Ульянова. После окончания института в 1954 году молодой учитель попал по распределению в Заволжский район города Ульяновска.
       Несостоявшийся математик стал состоявшимся историком на пути своего профессионального самоопределения.

    "КАЖДОЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ УЧИТЕЛЮ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, И ОН СТАНОВИТСЯ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН УМЕЕТ УЧИТЬСЯ У СВОИХ УЧЕНИКОВ."

    Начал свою карьеру молодой учитель Латышев Юрий Иванович в семилетней школе № 13 Заволжского района города Ульяновска, которая преобразовывалась в этом же году в среднюю 42-ю. Здесь он вёл историю. В студенческие годы Юрий Иванович серьёзно занимался спортом, играл в клубных футбольных командах и поэтому основной нагрузкой учителя несколько лет была физкультура в старших классах.
       В 1960 году получил перевод в 44 школу, ныне Гимназия №44 имени Владимира Николаевича Деева.
       В 1976 году впервые обобщил свой педагогический опыт, представив педтехнологию, которая решала задачу конкурентоспособности выпускника. Для применения инновационной технологии было необходимым использование современных технических средств: диапроектор, фильмоскоп, кинопроектор, проигрыватель, шторы затемнения на окнах, стандартный экран и наглядный раздаточный материал. 

    "КАЖДОЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ УЧИТЕЛЮ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, И ОН СТАНОВИТСЯ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН УМЕЕТ УЧИТЬСЯ У СВОИХ УЧЕНИКОВ."

    Начал свою карьеру молодой учитель Латышев Юрий Иванович в семилетней школе № 13 Заволжского района города Ульяновска, которая преобразовывалась в этом же году в среднюю 42-ю. Здесь он вёл историю. В студенческие годы Юрий Иванович серьёзно занимался спортом, играл в клубных футбольных командах и поэтому основной нагрузкой учителя несколько лет была физкультура в старших классах.
       В 1960 году получил перевод в 44 школу, ныне Гимназия №44 имени Владимира Николаевича Деева.
     В 1976 году впервые обобщил свой педагогический опыт, представив педтехнологию, которая решала задачу конкурентоспособности выпускника. Для применения инновационной технологии было необходимым использование современных технических средств: диапроектор, фильмоскоп, кинопроектор, проигрыватель, шторы затемнения на окнах, стандартный экран и наглядный раздаточный материал.

    "ИЗ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ КИРПИЧЕЙ МОЖНО СЛОЖИТЬ И ХРАМ, И САРАЙ: ВСЁ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ЗОДЧЕГО."

     С 1979 года Юрий Иванович начал работать на лингафонной лаборатории, которую дети прозвали «комплекс». С этого момента в деятельности педагога возник новый вектор развития, который определялся ежеурочным контролем учащихся, самооценкой и оценкой знаний по видам учебной деятельности.
       1990-1991 учебный год стал началом работы республиканской школы педагогического опыта (ШПО). Этот год стал урожайным на новации: Юрий Иванович вместе с педколлективом первыми в Ульяновской области начали преподавание граждановедения по программе Соколова Якова Владимировича.
       Свои инновационные идеи Юрий Иванович воплощал уже в должности заместителя директора по опытно-экспериментальной работе.

    "НАЙДИ МУЖЕСТВО ЗАГЛЯНУТЬ "В СЕБЯ" И ТЫ ПОДНИМЕШЬСЯ НА НОВУЮ ВЫСОТУ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА."

    В 1996 году учитель-новатор Юрий Иванович Латышев получил Орден Почёта.
       Накопленные за годы педагогической деятельности идеи, Юрий Иванович осветил в своих трудах: «Размышления об уроке», «Проектный метод в деятельности учителя и ученика», «Алгебра гуманной педагогики: о себе, учениках и учительском кредо», «Афоризмы и размышлизмы» и «Уроки-проповедь».
       Народным учителем Российской Федерации Юрий Иванович Латышев стал в 2005 году, в 2006 - лауреатом российского конкурса на грант «Лучший учитель России».
       С этого же года стал использовать интерактивную доску, полученную по миллионному гранту за работу «Проектные методы обучения» в рамках нацпроекта «Образование», учредил денежную Премию народного учителя России для учащихся гимназии в конкурсе на лучшую презентацию по истории и обществознанию. Впоследствии эта премия переросла рамки школы: участниками олимпиады стали учащиеся Заволжского и Чердаклинского районов города Ульяновска и Ульяновской области.
       В 2010 году в конкурсе «Лучший учитель России» занял второе место из более ста претендентов.
       Достижения в области педагогики позволили внести имя Юрия Ивановича в Симбирско-ульяновскую энциклопедию, в Атлас «Золотой Фонд учителей России» и региональную книгу Почёта «Героев малой Родины».

    "... СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ ОТ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ ЕСТЬ САМЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ ОКОВЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПОДНЯТЬ ГОЛОВУ И ВИДЕТЬ ЗВЁЗДЫ НА НЕБОСВОДЕ."

         Так звучала главная идея учительского кредо самого педагога.
       Под его руководством в педагогическом коллективе апробировались и внедрялись в практику экспериментальные педагогические технологии: организованы разработки и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями поисково-исследовательской экспериментальной работы; разработаны программы «Одаренные дети», «Здоровье», «Воспитательная система школы».
       Юрий Иванович Латышев внес огромный вклад в обучение педагогов России методике преподавания воспитательно-образовательного курса. Эта работа осуществлялась им на одиннадцати всероссийских семинарах по проблемам гражданского образования, которые проводятся в Краснодарском крае с 1990 года. В рамках работы XIII международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования» (2010 год) Юрий Иванович провел творческую гостиную по теме «Совместная деятельность учителя и ученика по управлению качеством образования». На всероссийском слете учителей (Сочи, 2010 год) Юрий Иванович Латышев выступил с презентацией «Школа - территория здоровья. Здоровый школьник - успевающий ученик».

    "УЧИТЕЛЬ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ, ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОН ОБРЕТАЕТ ПРАВО УЧИТЬ."

    Юрий Иванович посвятил школе и детям более 67 лет, прожил яркую жизнь, всегда имел активную позицию, отличался глубокой человечностью. Он - талантливый учитель, Учитель с большой буквы, мудрый наставник, щедрый методист, который всегда делился своими знаниями и опытом с педагогами Ульяновской области и других регионов, внося неоценимый вклад в сохранение и преумножение с систему образования. 

    ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ЛАТЫШЕВ: УЧИТЕЛЬСТВО ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

    О музее
       Музей посвящен памяти Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышеву. Юрий Иванович посвятил школе и детям более 67 лет,    прожил яркую жизнь, всегда имел активную позицию, отличался глубокой человечностью. Он - талантливый учитель, Учитель с большой буквы, мудрый наставник, щедрый методист, который всегда делился своими знаниями и опытом с педагогами Ульяновской области и других регионов, внося неоценимый вклад в сохранение и преумножение с систему образования.
       Цели:
       Деятельность музея посвящена сбору и исследованию материалов о жизни и работе Ю.И. Латышева, передаче полученных знаний следующему поколению, поддержанию памяти о Народном учителе Российской Федерации, а также развивающей и воспитательной деятельности в этом направлении.
       Целью музея является содействие развития навыков исследовательской работы у учащихся, поддержке творческих способностей детей, формирование чувства гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Объект исследования - история и современность России, человек, посвятивший жизнь служению Родине.
       Задачи
       - проведение поисковой, аналитической, систематизирующей работы по профилю музея;
       - проведение экскурсионно-просветительской работы;
       - проведение пропагандистской работы в области гражданско-патриотического воспитания молодежи;
       - проведение работы по развитию творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности учащихся по направлению работы музея.
       Краткая характеристика основного фонда:
       В музее представлены личные вещи, документы, фотографии и рисунки Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева, газетные и журнальные материалы о жизни и деятельности педагога. Книги, аудио и видео носители и файлы, документальная видео-хроника, связанные с Ю.И. Латышевым. Все экспонаты занесены соответственно в инвентарную книгу основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного фонда, которые ведутся в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. 
       Наибольшую ценность представляют предметы, переданные в дар музею супругой Юрия Ивановича Лидией Сергеевной Жуковской-Латышевой.
       Значимые и ценные экспонаты:  личные вещи Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева, научные труды, документы, рабочие программы, учебные
       пособия, фотографии из личного архива, газеты и журналы со статьями о Народном учителе Российской Федерации.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie