Инновационная деятельность лицея
Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И.Латышева концептуально является образовательным инновационным кластером «Детский сад-школа-вуз-предприятие», что обеспечивает бесшовность получаемого лицеистами образования.
Четыре года подряд лицей входит в топ-25 лучших школ Ульяновской области по качеству образования.
В сентябре 2020 года, став базовой школой Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, лицей начал реализацию проекта по развитию непрерывного математического образования и апробацию программы «Школа полного дня – университетские классы», которая ориентирована на повышение имиджа учителя и престижа педагогической профессии, выявление будущих учителей через курсы по основам психологии и педагогики и профориентационные события в психолого-педагогических классах.
В январе 2021 года лицею присвоено имя Народного учителя Российской Федерации Юрия Ивановича Латышева. Создано музейное пространство, в котором регулярно проводятся различные образовательные события для лицеистов и гостей лицея.
С марта 2022 года лицей входит в структуру центра новаторской педагогики «Латышев Центр», являющегося инновационной площадкой Российской Академии Образования. Центр призван содействовать профессиональному развитию учителей региона, обобщать и транслировать передовой опыт педагогов-новаторов России. Деятельность Центра включает в себя четыре основных направления: пространство педагогического взаимодействия, кластер образовательных технологий, центр смешанного обучения и воспитания и музейное пространство Ю.И. Латышева.
Лицей реализует профильное и предпрофильное обучение и программу профминимума на повышенном уровне, что позволяет содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
В условиях школы полного дня в лицее интегрируются 45 курсов внеурочной деятельности и 36 программ дополнительного образования.
Открытый в 2023 году на базе лицея центр детских инициатив объединяет обучающихся общественных ученических сообществ: первичное отделение «Движение первых», «Орлята России», «Клуб интернациональной дружбы», пресс-центр «ИнфоГубка», школьный спортивный клуб «Спортивная лига», военно-патриотический клуб «Патриоты России», волонтёрский (добровольческий) отряд волонтёров-медиков «Пульс», Тимуровский отряд «Искра», Юнармейский отряд «Стрижи», «Орлята России», «Юный пожарный», «Эколята», «ЮИДД», научные общества учащихся, школьный музей, школьный театр и вокальная студия «Гармония».
С 2024 года лицей участвует в федеральной программе «Беспилотные авиационные системы», в рамках которой обучающиеся знакомятся с основами использования беспилотников и развивают навыки их конструирования, учатся диагностировать, настраивать и ремонтировать беспилотные летательные аппараты, проходят предполётную подготовку на виртуальном симуляторе. Открыт центр «БАС».
В статусе кандидата Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО лицей регулярно организует встречи с представителями разных культур, телемосты и видеоконференции со школьниками из 17 стран мира. В лицее функционируют лингвистические классы, в которых доступно изучение 4 иностранных языков (английского, немецкого, французского и китайского). Лицеисты активно участвуют в международных проектах и стажировках, повышая имидж всей системы образования России.
В 2024 году лицей завершил в полном объеме реализацию трехлетней региональной программы развития инновационных процессов в статусе опытно-экспериментальной площадки по теме «Смешанное обучение как условие реализации образовательной модели «Школа полного дня», результаты внедрения которой были представлены в рамках пяти образовательных событий, организованных на базе лицея в 2023-2024 учебном году:
- городской семинар «Смешанное обучение в условиях школы полного дня» (27.10.2023);
- городской семинар «Методика подготовки обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по технологии» (23.11.2023).
- областной семинар «Смешанное обучение как условие реализации образовательной модели «школа полного дня» (13.12.2023);
- межрегиональная методическая мастерская «Эффективные практики смешанного обучения в работе с обучающимися классов психолого-педагогической направленности» (15.02.2024);
- областная педагогическая мастерская наставничества имени Ю.И.Латышева «Внедрение методов неформального образования в рамках школы полного дня» (21.03.2024).
Все проведенные события получили положительные отзывы экспертов и участников, а представленные методики учителями лицея были рекомендованы к широкому тиражированию и внедрению в образовательный процесс Ульяновской области.
Всего за 2023-2024 учебный год с опытом инновационной деятельности лицея познакомлены: - из России - 3120 человек; - из Ульяновской области - 467 человек; - из города Ульяновска - 328 человек. Это более чем в десять раз превышает охват прошлого учебного года. Впервые результаты инновационной деятельности лицея были внедрены в образовательный процесс семи образовательных организаций России (г.Санкт-Петербург, г.Тверь, г.Нижний Новгород, г.Ульяновск, г.Димитровград, г.Инза, р.п. Кузоватово), что отражено в отзывах и рецензиях.
Созданное по итогам трех лет инновационной работы учебно-методическое пособие было рекомендовано экспертной комиссией РИП к печати. Учителя лицея активно транслировали опыт внедрения инновационных методик в образовательный процесс лицея на региональном, всероссийском и международном уровнях (Ульяновская область, Москва, Самара, Пермь, Сочи, Екатеринбург, Севастополь и Гонконг и 10 стран БРИКС).
На 2024-2027 гг. лицей вступает в региональную программу развития инновационных процессов с новой темой «Внедрение различных моделей наставничества в условиях школы полного дня».
В 2024 году лицей стал единственной образовательной организацией города Ульяновска, получившей статус участника проекта «Школы – ассоциированные партнеры «Сириуса» фонда «Талант и успех» по результатам реализации программы «Одаренные дети». В новом 2024-2025 учебном году в лицее открыты два 10-ых Сириус-класса естественно-научного и информационно-технологического профилей. Проект позволяет в сотрудничестве с предприятиями и вузами региона создавать новую экосистему развития талантов, способствующую успешной самореализации обучающихся Сириус-классов.
В 2024 году лицей получил статус опорной школы Русского географического общества, что позволяет реализовывать совместные проекты и программы, расширяющие кругозор обучающихся.
По семи из восьми магистральных направлений федеральной программы «Школа Минпросвещения России» МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И.Латышева» демонстрирует высокий уровень. При этом по всем «критическим показателям» демонстрируется наибольшее количество баллов. По четырем из восьми магистральным направлениям «Воспитание», «Творчество», «Профориентация» и «Образовательная среда» наблюдается максимальное выполнение всех критериев.
Такой высокий уровень результатов лицея и эффективности организации образовательного процесса позволил лицею войти в ТОП-1000 лучших школ министерства просвещения России. В 2024-2025 учебном году опыт лицея будет активно тиражироваться в рамках проекта «Наставническая лига» программы «Школа Минпросвещения России».